ОЦЕНКА ТОЧНОСТИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАСХОДА ТОПЛИВА СИСТЕМОЙ СПУТНИКОВОГО МОНИТОРИНГА ПО ДАННЫМ CAN-ШИНЫ
Современные системы спутникового мониторинга позволяют считывать с CAN-шины трактора множество различных данных, характеризующих работу узлов и агрегатов (уровень топлива в баке, мгновенный расход топлива, температура охлаждающей жидкости и т.д.).
На сегодняшний день в системах спутникового мониторинга реализованы два способа определения расхода топлива по данным, получаемым с CAN-шины.
Первый способ основан на использовании данных, поступающих со штатного датчика уровня топлива. Второй - на использовании значений мгновенного расхода топлива. Расход топлива, полученный вторым способом, называют калькулированным. Основным преимуществом данных способов является дешевизна и простота подключения. Не требуется вносить серьезные изменения в топливную систему, сверлить топливные баки и отсекать топливные шланги, как при установке дополнительных датчиков уровня топлива и расходомеров. При использовании бесконтактных считывателей не повреждаются штатные провода в виде витой пары, по которым передаются данные CAN-шины.
Фрагмент графика изменения уровня топлива в баке трактора, построенного на основе данных штатного датчика, представлен на рисунке 1.
Рисунок 1. Уровень топлива в баке в зависимости от расстояния
В рассмотренном промежутке работы, трактор выполняет механизированные работ на поле. Видно, что уровень топлива при движении трактора подвержен значительным колебаниям.
Для анализа показаний датчика уровня топлива при неподвижном положении трактора сравним значения объема заправленного топлива по счетчику топливозаправщика и данные CAN-шины (таблица 1).
Таблица 1. Объем заправленного топлива
Анализ табличных данных позволяет утверждать, что контроль уровня топлива в баке посредством считывания данных через CAN-шину дает лишь весьма приблизительные результаты. В частности, эти данные не могут быть использованы в целях нормирования расхода топлива машинно-тракторными агрегатами.
Калькулированный расход топлива за произвольный промежуток определятся по формуле
Q=q1·t1+ q2·t2+ ..+qn·tn
где q1, q2, qn – мгновенный расход топлива, л/ч
t1, t2, tn – интервалы времени, ч
Для сравнения точности показаний расхода топлива, полученных с CAN-шины, была проанализирована работа трактора John Deere 8430, оснащенного бортовым контроллером системы спутникового мониторинга, подключенным к CAN-шине. Были исследованы промежутки работы трактора между заправками.
В таблице 2 приведены значения калькулированного расхода топлива и расхода топлива, определенного как разница между начальным и конечным уровнем топлива в баке.
Таблица 2. Определение расхода топлива
Таким образом, определение расхода топлива, по данным штатного датчика уровня топлива и CAN-шины, дает погрешность показаний штатного до 25%. Это связано с раскачкой топлива и сложной геометрией бака.
На основе имеющихся экспериментальных данных судить о точности калькулированного расхода топлива также сложно. Требуются дополнительные эксперименты.
Библиографический список
1. Диспетчерское ПО для Windows: Руководство пользователя. – Ч.: ООО «ТехноКом», 2012. – 101 с.
2. Ютт В.Е. Электрооборудование автомобилей. М: Горячая линия-Телеком, 2006. - 440 с.
И.М. Ахмадуллин, И.Д.Гафуров
ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет»